Вторая глава

БИБЛЕЙСКОЕ ПОКАЯНИЕ

У любого евангелиста будут мнимые новообращённые. Так было у апостолов (Деяния 8:20-21). Однако где-то есть очень серьёзная ошибка, когда всего лишь мизерный процент чьих-нибудь новообращённых проявляет какие-либо признаки спасения. Хотелось бы думать, что это побудит человека переосмыслить свою методологию. Однако я нахожу, что многие довольствуются тем, что отмечают множество пустых вероисповеданий год за годом; и вместо того, чтобы приветствовать библейскую переэкзаменовку их евангелизационных программ, они очень сильно обижаются, когда кто-нибудь ставит под сомнение невероятные размеры плодов их деятельности. Они скорее набросятся на этого человека и объявят его противником завоевания душ или провозгласят, что он проповедует ╚спасение по делам╩, внесут его в ╚чёрный список╩, попытаются смешать его с грязью и т.д., чем обратятся к фактам из Слова Божьего.

Библейское покаяние, о котором проповедовали Иоанн Креститель, Господь Иисус Христос и Апостолы, включает в себя ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ О БОГЕ И ГРЕХЕ, КОТОРОЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЯЕТ ЖИЗНЬ. Заметьте следующий итог проповеди Павла: "Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, ЧТОБ ОНИ ПОКАЯЛИСЬ И ОБРАТИЛИСЬ К БОГУ, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ". (Деяния 26:20) Очевидно, что покаяние тесно и неотъемлемо связано с изменением образа жизни. Евангелие, проповедованное Петром в День Пятидесятницы и Павлом после Пятидесятницы, требовало покаяния и определяло его, как сознательное обращение к Богу от злых дел. Павел суммирует содержание Евангелия, как "покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деяния 20:21). Евангелие требует, чтобы грешник покаялся перед Богом и уверовал в умершего, погребённого и воскресшего Иисуса Христа. Библейское покаяние √ это изменение мышления по отношению к Богу и ко греху, которое в результате ведёт к изменению в жизни. Сказать, что оно не имеет никакого отношения ко греху - это значит отбросить Библию и девятнадцать веков проповедования, основанного на Библейских истинах.

ПОКАЯНИЕ, ПРОПОВЕДОВАННОЕ БИБЛЕЙСКИМИ ПРОПОВЕДНИКАМИ.

Те, кто не проповедует о покаянии, или пренебрегают им, или провозглашают, что это то же, что и вера, или дают ему другое определение, как не имеющему никакого отношения ко греху, не следуют Библейскому образцу евангелизации. Они являются последователями программы, созданной человеком. Основная линия заключается в том, что Библейские проповедники провозглашали покаяние. Если вера √ это то же, что и покаяние, то в этом нет смысла. Те, кто следуют Библии, будут проповедовать покаяние и поэтому будут требовать внешних признаков.

Покаяние, проповедованное Иоанном Крестителем.

"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: ╚глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матфея 3:1-10).

Покаяние, проповедованное Иисусом Христом.

"С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матфея 4:17).

"Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матфея 9:13).

"Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись" (Матфея 11:20-21).

"Иисус же сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (Луки 13:2-5).

"Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии┘ Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Луки 15:7,10)

"И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему" (Луки 24:46-48).

Цель Христа по отношению к человеку заключалась не в том, чтобы просто повести его в молитве покаяния, но чтобы привести его к покаянию и истинному спасению. Он описал спасение с точки зрения прихода к покаянию.

Покаяние, проповедованное учениками Господа.

"Они пошли и проповедывали покаяние" (Марка 6:12).

Покаяние, проповедованное Петром.

"Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деяния 2:38).

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деяния 3:19-20).

"Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" (Деяния 5:31).

"Итак покайся в сем грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды" (Деяния 8:22-23).

Покаяние, проповедованное Павлом.

"Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деяния 17:30).

"Как я не пропустил ничего полезного, о чём вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деяния 20:20-21).

"Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деяния 26:20).

Библия говорит, что Бог "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3:9). В Библии нет примера людей, которые были бы спасены, не имея признаков изменения, произошедшего в их жизнях. Апостол Павел, делая обзор своего служения перед царём Агриппой, заметил, что он пришёл проповедовать Иудеям и язычникам, чтобы "они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деяния 26:20). Это в точности то, о чём мы проповедуем сегодня.

КАКИМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БИБЛЕЙСКОЕ ПОКАЯНИЕ.

ПОКАЯНИЕ √ ЭТО НЕ ПРОСТОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек имеет способность преобразовывать свою жизнь в зависимости от чувств. Нет ничего необычного в том, что люди, у которых возникли проблемы, изменяют свои пути, следуя чувствам. Алкоголики прекращают пить; те, кто избивал своих жён, отказываются от своей жестокости; воры становятся честными гражданами; проститутки отвращаются от позорной жизни. Это само по себе не есть библейское покаяние.

Прежде всего, преобразование сфокусировано на человеке и на этом мире, в то время как покаяние сфокусировано на Боге и вечности. Взгляд человека, который просто преобразуется, обращён на людей, которых он обидел или которым причинил вред, и на последствия своих поступков в его настоящей жизни. С другой стороны Евангелие призывает к "покаянию пред Богом┘" (Деяния 20:21). Покаяние блудного сына было продемонстрировано через изменение его отношения, как к Богу, так и к его родному отцу. "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я СОГРЕШИЛ ПРОТИВ НЕБА и пред тобою" (Луки 15:18).

Более того, преобразование сфокусировано на проблеме, в то время как покаяние сфокусировано на грехе. Человек, преобразующий свою жизнь, рассматривает свои поступки, как проблемы и ошибки, но не как нечестивые грехи против святого Бога. С другой стороны, те, кто раскаиваются, исповедуют, что они СОГРЕШИЛИ против Бога. Они не относятся легкомысленно к своим грехам. Вот почему так важно, чтобы людям было сказано, что представляет собой грех согласно Библии. Не достаточно сказать людям, что они согрешили, потому что грешник по природе своей не рассматривает себя, как подлинного нечестивца. Он признаёт, что у него есть ошибки, проблемы, слабости, недостаточная самооценка и т.д., но это не равносильно тому, чтобы признать, что он нечестивец и погибающий грешник перед Богом.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ИСПОВЕДЬ.

Во многих католических Библиях слово "покаяние" переведено как "исповедь" в соответствии с католической теологией, которая заменяет библейское покаяние ритуальным долгом. Исповедь √ это католический ритуал (обряд), во время которого священник отпускает грехи исповедующегося, ╚совершённые им после водного крещения╩, на основании его исповедания и добрых дел. Четыре составляющие исповеди √ это признание (исповедание), раскаяние, отпущение и искупление (епитимья). Епитимья √ это исполнение различных обязанностей, предписанных священником, таких как, например молитва с чётками. Епитимья по определению авторитетного Католического Словаря Эддиса и Арнольда √ это "оплата временного наказания, назначенного за грех, через добрые дела, которые в качестве взыскания налагаются исповедником".
Это √ не библейское покаяние. Бог не повелевает грешникам идти к священникам за прощением. Им не было сказано исповедывать свои грехи перед священником или делать добрые дела в надежде, что тем самым они получат прощение грехов. Все элементы католической исповеди не соответствуют Писанию.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ПРОСТО РАСКАЯНИЕ В НЕПРАВИЛЬНЫХ ПОСТУПКАХ.
Библия говорит нам, что люди могут раскаиваться в своих поступках без истинного покаяния, ведущего ко спасению. Это описано, как "печаль мирская" во 2 Коринфянам 7:10. И в Ветхом и в Новом заветах содержатся показательные примеры этого. Лучший пример Ветхого Завета √ это царь Саул. Он сожалел о том, что был уличён в различных грешных поступках, но он не продемонстрировал покаяние, потому что его поведение не изменилось (1 Царств 15:24; 24:17; 26:21). Иуда √ страшный пример Нового Завета, пример человека, который был полон раскаяния, но не покаялся перед Богом (Матфея 27:3-4). Подобно преобразованию раскаяние сконцентрировано на человеке больше, чем на Боге. Те, кто совершает покаяние, изменяют своё представление об отношениях с Богом, что в результате изменяет их образ жизни. Иуда раскаялся в своих поступках, но не обратился к Богу.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ПРОСТО ИСПОВЕДАНИЕ ИЛИ ПРИЗНАНИЕ ГРЕХА

Покаяние √ это также не просто признание греха. Фараон сделал это, но он не покаялся перед Богом и его действия не изменились (Исход 9:27). Исполняя служение в окружной тюрьме в течение нескольких лет, я видел многих мужчин и женщин, которые признавали, что они согрешили, но большинство из них не совершили покаяние перед Богом и не проявили веру в Господа Иисуса Христа.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ПРОСТОЙ ПЕРЕХОД ОТ НЕВЕРИЯ К ВЕРЕ

Пастор Джек Хиллз из Первой Баптистской Церкви, Хаммонд, Индиана, являющийся влиятельным независимым баптистским проповедником, определяет покаяние, как поворот от неверия к вере. Он заявил об этом в 1993 году в своей книге "Противники завоевания души". Одна из глав этой книги называется "Неправильно истолкованное покаяние: противник завоевания душ". Он строит свою доктрину покаяния в большой степени на человеческих рассуждениях: поскольку неверие √ это единственный грех, из-за которого человек попадает в ад (так заявляет он), поэтому неверие √ это единственный грех, в котором необходимо покаяться. Это звучит убедительно, но всё дело в том, что это противоречит ясным примерам и учению Слова Божьего. Библейское покаяние, проповедованное Иоанном Крестителем, Господом Иисусом Христом и Его апостолами, включает в себя изменение представления О БОГЕ И О ГРЕХЕ. Отметим следующее заключение евангелизационной проповеди Павла: "Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ" (Деяния 26:20). Евангелие, проповедованное Петром в День Пятидесятницы и Павлом после Пятидесятницы, требовало покаяния и определяло его, как обращение к Богу от злых дел. Библейское покаяние √ это изменение представления (мышления) о Боге и грехе, которое ведёт к изменению жизни. Сказать, что покаяние не имеет ничего общего с отношением отдельного человека ко греху, значит отбросить 19 столетий христианской проповеди.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ПРОСТОЕ ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

Ещё один человек, который широко распространил доктрину покаяния, которой придерживаются независимые баптисты, это Куртис Хатсон, основатель и редактор издания Меч Господа. Его буклет "Покаяние: чему учит Библия?", изданный в 1986 году, был широко распространён. Хатсон смело отверг то, что покаяние означает обращение от греха (стр.4). Он отверг то, что покаяние √ это сожаление о грехе (стр.8). Он даже отверг то, что покаяние означает ╚изменение мышления, ведущее к изменению поведения╩ (стр.16). Он заявил, что покаяние √ это просто ╚изменение мышление отдельного человека╩ и что оно не обязательно в результате ведёт к изменению жизни. В попытке выстроить свою доктрину покаяния Куртис Хатсон цитирует места Писания, которые, казалось бы, подтверждают его позицию, но вместе с тем, он игнорирует многочисленные места Писания, которые опровергают его позицию. Подобно своему предшественнику Джону Р. Райсу он неточно цитирует написанное людьми. Также он очень сильно примешивает человеческие рассуждения. Например, он утверждает, что покаяние не может означать обращение от греха, потому что человек не может оставить все грехи. Это подобно дымовой завесе, потому что никто не определял покаяние, как обращение от всех грехов. Историческое определение покаяния, в приложении ко спасению, это изменение представления о Боге и о грехе, которое в результате ведёт к изменению жизни. Покаяние это не обращение от всех грехов в смысле обретения некоторого безгрешного совершенства; это изменение мышления относительно греха, вследствие чего грешник более не намерен ходить в бунте против Бога. Доктор Хатсон далее рассуждает о том, что покаяние, включающее обращение от греха, это спасение делами. Это нонсенс. Фессалоникийцы обратились от греха идолопоклонства (1 Фессалоникийцам 1:9). Очевидно, это не означает, что они думали, что этими делами они частично заслужили своё спасение. Тот факт, что Бог требует, чтобы мы обратились от грехов, не означает, что спасение мы получаем по делам. Мы знаем, что дела √ это плоды истинного спасения, но не его причины. Покаяние, определённое как обращение к Богу от грехов, не является спасением по делам, как ложно заявил доктор Хатсон. Это послушный отклик грешника на обличение Святого Духа (Иоанна 16:8). Все рассуждения доктора Хатсона о покаянии не основаны на Писании.

ПОКАЯНИЕ ЭТО НЕ ПРОСТО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО И УВЕРОВАНИЕ

Доктор Двайт Пентакост √ один из тех, кто определяет покаяние, как простое уверование во Христа. "Покаяние это не предпосылка к спасению; поскольку если требуется покаяние, тогда спасение, по крайней мере, частично основывается на делах┘ На основании Слова Божьего мы предполагаем, что покаяние включается в уверование. Оно не является отдельным актом, обусловливающим спасение, но скорее оно включается в акт уверования" (Пентакост, Факты, которые становятся здравыми доктринами, 1965 г., стр. 70,71). Для многих людей это звучит правильно, но это неверно. Во-первых, что касается покаяния, как спасения по делам, то это бессмыслица. Сказать, что покаяние в результате ведёт к определённым делам (поступкам), это не то же, что сказать, что покаяние это дела. Спасающая вера также производит (влечёт за собой) дела, но это не равносильно тому, что спасающая вера это дела. Фактически покаяние настолько далеко от дел, потому что это есть дар Божьей благодати. "Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (Деяния 11:18).

В ответ на утверждение о том, что покаяние √ это то же, что и вера, я задам следующие вопросы: (1) Если покаяние и вера это одно и то же, тогда почему в Библии настолько очевидны различия между ними? "Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деяния 20:21). В действительности, покаяние и вера √ два разных действия, хотя он тесно связаны и не могут при необходимости быть разделены во времени. Покаяние это значит признать грех и бунт человека против Бога и изменить его представления о грехах против Бога. Вера это значит довериться совершенной деятельности Христа для прощения. Покаяние и вера √ это два аспекта ответа человека на Божье предложение спасения. (2) Если покаяние и вера это одно и то же, тогда почему все проповедники Нового Завета провозглашали покаяние? Выдвигалось много аргументов, чтобы оправдать то, что покаяние не проповедуется, но суть в том, что Библейские проповедники провозглашали покаяние. Если покаяние полностью включается в уверование, почему Господь Иисус проповедовал: ╚но если не покаетесь, все также погибнете╩ (Лука 13:3)? Почему Пётр проповедовал: "Итак покайтесь и обратитесь" (Деяния 3:19)? Почему Павел проповедовал: "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деяния 17:30)? Или "чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния" (Деяния 26:20)? (3) Если покаяние и вера это одно и то же, почему Господь Иисус Христос сказал, что покаяние это часть Великого Поручения? "И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лука 24:47). Ответ заключается в том, что нужно проповедовать о покаянии, нужно проповедовать и о вере. Несмотря на то, что эти доктрины неразрывно связаны, они не являются одним и тем же. Библейское спасение включает в себя и то и другое: "покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деяния 20:21). Это то, о чём проповедовали апостолы Господа, а они √ наши единственные безошибочные проводники. Те, кто заявляет, что о покаянии не нужно проповедовать, или что покаяние это в точности то же, что и вера, отрицают ясное учение Слова Божьего.

БИБЛЕЙСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ

В следующем изучении мы проверим все отрывки из Библии, касающиеся покаяния перед Богом. Наше изучение √ это расширенное изучение, проведённое Брюсом Лэкки. Согласно следующим стихам, покаяние - это сверхъестественная деятельность Бога, отвечая на которую грешник, обличаемый Святым Духом в бунте против Бога, обращается к Богу от своих грешных путей и обретает веру в Иисуса Христа для своего спасения. Библейские примеры покаяния ясно показывают изменения в поведении людей. Изменение само по себе не спасает нас от греха, но ОНО ЕСТЬ видимый плод Библейского спасения.

Исход 13:17: "Когда же фараон отпустил народ, Бог не повёл его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся (в английском варианте "чтобы не покаялся") народ, увидев войну, и не возвратился в Египет".

Бог знал, что покаяние части израильского народа в результате приведёт к изменению их поступков. В этом примере изменение мышления без изменения поступков в результате лишено смысла. Покаяние определено в этом стихе, как обращение, изменение направления, изменение мышления, которое в результате ведёт к видимым изменениям в поступках.

Судей 21:1,6,14: "И сжалились (в английском варианте "покаялись") сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля".

Израильтяне поклялись, что никто из них не отдаст своих дочерей в жёны вениамитянам, но они покаялись и дали им жён (стихи 6,14). И снова, изменение мышление, не имеющее своим результатом изменение поступков, не имеет смысла.

3 Царств 8:35-36,47-48: Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем, и исповедают имя Твоё, и ОБРАТЯТСЯ ОТ ГРЕХА СВОЕГО, ибо Ты смирил их: тогда услышь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие┘ И когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и ОБРАТЯТСЯ (в английском варианте ПОКАЯТСЯ), и будут молиться Тебе в земле пленивших их, ГОВОРЯ: "МЫ СОГРЕШИЛИ, СДЕЛАЛИ БЕЗЗАКОНИЕ, мы виновны╩; и когда ОБРАТЯТСЯ К ТЕБЕ ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ И ВСЕЮ ДУШЕЮ СВОЕЮ в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему".

Бог обещает, что если пленённый Израиль обратится от своих грехов и покается в своих грехах, Он услышит их. Он определяет покаяние, как признание своей греховности и обращение к Богу от грехов от всего сердца.

2 Паралипоменон 6:24-27: "Когда поражён будет народ Твой Израиль неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и они ОБРАТЯТСЯ к Тебе, И ИСПОВЕДАЮТ ИМЯ ТВОЁ, и будут просить и молиться пред Тобою в храме сем: тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал им и отцам их. Когда заключится небо, и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твоё, И ОБРАТЯТСЯ ОТ ГРЕХА СВОЕГО, потому что Ты смирил их: тогда Ты услышь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие".

Еврейское слово, переведённое как "вернуться" в 24 стихе и "повернуть" (в русском варианте два раза использовано слово "обратиться") в 26 стихе, это слово shuwb, это же слово переведено в Псалме 50:15, как "обратиться". Это √ синоним покаяния. Заметим, что Бог требует обращения от греха.
2 Паралипоменон 7:14: "И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и ОБРАТЯТСЯ ОТ ХУДЫХ ПУТЕЙ СВОИХ: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, исцелю землю их".

И снова мы видим, что Бог требует обращения от злых путей. Еврейское слово, переведённое на английский язык "повернуться", переводится также "обратиться" (Псалом 50:15 и т.д.) и ╚покаяться╩ (Иезекииль 14:6).

Иов 42:6: "Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле".

И здесь, снова, мы видим, что покаяние это изменение мышления, которое ведёт в результате к изменению поступков. Прах и пепел это доказательство его покаяния.

Исаия 59:20: "И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, ОБРАТИВШИХСЯ ОТ НЕЧЕСТИЯ, говорит ГОСПОДЬ".

Это ещё один пример того, что Бог требует обращения от греха, и еврейское слово, использованное здесь, это то же, что переводится в других местах, как "обратиться" и "покаяться".

Иеремия 8:6: "Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своём нечестии, никто не говорит: "что я сделал?" каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение".

Покаяние определено, как признание и обращение от греха.

Иеремия 18:8: "Но если народ этот, на который Я это изрёк, ОБРАТИТСЯ ОТ СВОИХ ЗЛЫХ ДЕЛ, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему".
Единственное, что могли сделать люди, чтобы Бог отложил свой суд, это обратиться от своих грехов. Это то же, что и покаяться.

Иеремия 31:18,19: "Слышу Ефрема плачущего: "Ты наказал меня, - и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, - и обращусь, ибо Ты √ ГОСПОДЬ Бог мой. Когда Я БЫЛ ОБРАЩЁН, Я КАЯЛСЯ, и когда был вразумлён, бил себя по бёдрам; я был постыжен, я был смущён, потому что нёс бесславие юности моей".

Этот отрывок прямо сочетает обращение с покаянием. Покаяние человека всегда включает обращение от греха, но, кроме того, покаяние больше, чем обращение, потому что оно также включает в себя печаль или сожаление о том, что человек согрешил против Бога, и избрание человеком служения Богу.

Иеремия 44:5,6: "Но они не слушали и не приклонили уха своего, чтоб ОБРАТИТЬСЯ ОТ СВОЕГО НЕЧЕСТИЯ, не кадить иным богам. И излилась ярость Моя и гнев Мой и разгорелась в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; и они сделались развалинами и пустынею, как видите ныне".

Обстоятельство, на которое смотрел Бог, это было обращение от греха, и поскольку народ не сделал этого, Он излил на них Свой суд.

Иезекииль 14:6: "Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь БОГ: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше".

Бог определяет покаяние, как обращение от грехов и идолов. Конечно, никто не подумает, что Бог будет удовлетворён, если они просто изменят своё мышление, не изменяя поступков.
Иезекииль 18:21: "И беззаконник, если ОБРАТИТСЯ ОТ ВСЕХ ГРЕХОВ СВОИХ, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт".

Бог требует покаяния или обращения от греха.

Иезекииль 18:30: "Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь БОГ; ПОКАЙТЕСЬ И ОБРАТИТЕСЬ ОТ ВСЕХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВАШИХ, чтобы нечестие не было вам преткновением".

И снова покаяние определено, как обращение от греха и идолов.

Иезекииль 33:9,11,12,14,18,19: "Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтоб он обратился от него, но он ОТ ПУТИ СВОЕГО НЕ ОБРАТИЛСЯ, то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою".

Семь раз в этом отрывке Бог повторяет, что грешник должен обратиться от своего греха. Это √ покаяние.

Даниил 9:13: "Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли ГОСПОДА Бога нашего, чтобы нам ОБРАТИТЬСЯ ОТ БЕЗЗАКОНИЙ НАШИХ и уразуметь истину Твою".

Даниил рассказывает, почему Бог осудил Свой народ: они отказались покаяться или обратиться от своих грехов.

Иона 3:5-8,10: "И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, ╚чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. И увидел Бог дела их, что ОНИ ОБРАТИЛИСЬ ОТ ЗЛОГО ПУТИ СВОЕГО, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл".

Слово покаяние не использовано в отрывке из книги пророка Ионы, но в Евангелии от Матфея 12:41 Иисус сказал, что они покаялись. Покаяние жителей Ниневии было засвидетельствовано их поступками. Истинное покаяние всегда проявляется через изменение образа жизни человека. В 10 стихе это описывается, как "обращение от злого пути своего".

Матфея 3:2, 8: "И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Сотворите же достойный плод покаяния".

Иоанн Креститель определил покаяние, как изменение в жизни. Он требует "достойных плодов покаяния", что, очевидно, означает, что он желает видеть какие-нибудь свидетельства того, что они покаялись, прежде чем дать им крещение. Характерные изменения поступков перечислены в параллельном отрывке из Евангелия от Луки 3:8-14. Различные группы людей должны показать различные изменения поступков, потому что их частные грехи различны.

Матфея 9:13 "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию".

Иисус определил покаяние, как изменение отношения грешника ко греху.

Матфея 11:20-21: "Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись".

Христос определил покаяние, как драматическое изменение отношения к Богу и к Его Слову. Он сказал, что изменение мышления проявляется через изменение поступков.

Матфея 12:41: "Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы".

Иисус утверждал, что жители Ниневии "покаялись от проповеди Иониной". 3 глава книги пророка Ионы показывает, что они услышали Слово Божье, поверили Богу, объявили пост, возложили на себя вретище и обратились от своих грехов. Христос считает, что их поступки были результатом их покаяния. Одобрил ли Он то, что они сделали, если бы не было никаких изменений в их поведении? Ответ очевиден.

Матфея 18:3: "И сказал: истинно говорю вам, если не ОБРАТИТЕСЬ и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное".

Греческое слово, переведённое здесь, как ╚обратиться╩, звучит strepho, в других местах оно переводится, как "повернуться" (Лука 7:9 √ в русском варианте переведено "обратиться"). Это то же понятие, что и покаяние. Спасение требует чуда обращения, когда Бог обращает грешника, поворачивая его от его нечестивой жизни, сконцентрированной на себе, к покаянию.

Матфея 21:28-29: "А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! Пойди, сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: "не хочу"; а после, раскаявшись, пошёл".

Покаяние сына было засвидетельствовано изменением его мышления и его послушанием. Простое изменение мышления без изменения поступков не удовлетворило бы требованиям отца и не было бы истинным покаянием.

Матфея 21:32 "Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему".

Этот стих связан со стихами 28-29, приведёнными выше. Иисус иллюстрирует покаяние, о необходимости которого он говорит иудеям, приведя пример сына, который покаялся и послушался своего отца. Покаяться это не просто поверить в здравый смысл и просто согласиться с Евангелием. Иаков говорит нам, что в таком смысле верят и бесы (Иакова 2:19-20). Покаяние ко спасению это изменение представления о грехе и взаимоотношения с Всемогущим Богом и готовность обратиться от этого греха благодаря Божьей силе.

Лука 3:3-6: "И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге пророка Исаии, который говорит: ╚глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие".

Причина, по которой Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния, заключалась в том, что Исаия в 40 главе 3-5 стихах предсказал, что долины наполнятся, горы понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими. Каждый может видеть, что это внешние видимые изменения. Заметим, что покаяние необходимо для прощения грехов.

Лука 5:32: "Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию".

Цель Христа заключалась не в том, чтобы привести людей к умственному уверованию в Евангелие, но в том, чтобы привести их к покаянию, которое, как мы видим, подразумевает обращение от грехов, изменение мышления, которое в результате ведёт к изменению жизни.

Лука 13:3-5: "Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете".

Христос требует абсолютного покаяния для спасения.

Лука 15:7-10: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А нашедши созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".

И вновь мы видим, что Христос требует покаяния для спасения. Бог и Небеса не радуются просто потому, что кто-то молился молитвой покаяния во имя Христа (Матфея 7:21), или потому что кто-то в уме своём согласился с Евангелием (Иакова 2:19-20). Бог и Небеса радуются, когда грешник кается.

Лука 19:8-10: "Закхей же став сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее"

Покаяние Закхея было изменением мышления, которое в результате драматически изменило его жизнь. Проявлением его покаяния было то, что он отдал половину своего имения нищим и вчетверо воздал тем, кого он обидел, будучи мытарем.

Лука 24:47: "И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима".

Покаяние √ это часть Евангелия, которое должно быть проповедано по всей земле. Покаяние √ это часть Великого Поручения.

Деяния 2:37-41: "Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа".

Во второй главе книги Деяний описаны евреи, которые покаялись, услышав проповедь Петра, и проявлением этого было то, что они с радостью (в русском варианте охотно) приняли его слово, приняли крещение и присоединились к христианам, которых прежде ненавидели. И снова мы видим, что покаяние √ это обращение определённой жизни (личности) от грехов и от бунта против Бога к повиновению; это изменение представления о Боге и грехе, которое в результате ведёт к изменению жизни.

Деяния 3:19-20: """Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа".

Покаяние √ это Божье требование к каждому грешнику, который обрести спасение. Покаяние предшествует и приводит к обращению и прощению грехов.

Деяния 5:31: "Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов".

Покаяние необходимо для прощения грехов. Это √ деятельность Христа в сердце откликающегося грешника.

Деяния 8:21-22: "Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твоё не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего".

Пётр предупреждает Симона, что он должен покаяться в своём корыстолюбии, что предполагает, что он должен обратиться от этого, отвергнуть это, изменить своё представление об этом, и прекратить это. Заметим, что Пётр учит Симона, что необходимо покаяться в его грехе, хотя некоторые фундаментальные баптисты - проповедники сегодня заявляют, что покаяние не подразумевает покаяние в определённом грехе.

Деяния 11:18: "Выслушавши это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь".

Заметим, что ученики описывают спасение, как покаяние. Не бывает спасения без покаяния. Они подразумевали спасение именно в этом смысле. Отметим также, что покаяние это деятельность Бога в сердце откликающегося грешника.

Деяния 14:15: "Мужи! Что вы это делаете? И мы √ подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы ОБРАТИЛИСЬ ОТ СИХ ЛОЖНЫХ К БОГУ ЖИВОМУ, Который сотворил небо и землю и море и всё, что в них".

Греческое слово, переведённое здесь ╚повернитесь╩, в других местах переводится ╚обратитесь╩ (Деяния 3:19 и т.примечание √ в русском варианте Библии во всех местах используется слово "обратиться"). Эти слова имеют одно значение. Евангелие требует, чтобы грешник обратился от греха к Богу. Это то, о чём проповедовали апостолы Господа.

Деяния 17:30: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться".

Павел проповедовал о покаянии жителям Афин, которые поклонялись идолам. Он даже не упомянул о вере во Христа, но он объяснил, что Бог повелевает покаяться. Проповедь о святости и праведности Бога и грехопадении человека и необходимости покаяния для него предшествует и подготавливает путь к проповеди о Кресте.

Деяния 20:21: "Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа".

Этот стих суммирует проповедь Павла и истинное содержание Евангелия: покаяние пред Богом и вера во Христа. Грешник должен покаяться в своём неповиновении Богу и проявить веру в смерть, погребение и воскресение Христа для прощения его грехов. Покаяние и вера это не одно и то же.

Деяния 26:20: "Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния".
Павел проповедовал то же, что и Иоанн Креститель, так что никто не может свести покаяние к исполнению закона. В этом стихе слова ╚чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния╩ показывают, что покаяние это не дела! Когда мы проповедуем о покаянии ко спасению, мы не проповедуем о спасении по делам, как обвиняют нас некоторые. Когда мы говорим, что покаяние производит изменение в поступках, нелепо говорить, что эти два понятия √ суть одно. Пища производит энергию, но это разные вещи, аналогично покаяние и дела √ это отдельные понятия. Покаяние производит в результате добрые дела, но покаяние само по себе не есть спасение по делам. Суть всего этого такова: Павел проповедует покаяние и требует, чтобы покаяние производило изменение в жизни. Сегодня мы должны делать то же. Те, кто воспринимают простую молитву, как спасение, и преподают крещение людям, которые не демонстрируют изменений в жизни, не следуют библейскому образцу евангелизации.

Римлянам 2:4: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?"

Бог сделал многое, чтобы привести людей к покаянию. Это ещё одно напоминание о том, что Бог желает, чтобы все люди покаялись.

2 Коринфянам 7:9-11: "теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так-что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле".
Эти стихи ясно определяют покаяние как изменение мышления, которое в результате ведёт к изменению жизни. Покаяние жителей Коринфа произвело великие изменения в образе их жизни: "усердие┘ извинения┘ негодование┘ страх┘ желание┘ ревность┘ взыскание╩. Заметим, что покаяние √ это не преобразование или какие-либо другие формы ╚печали мирской". Покаяние касается Бога и греха, в то время как преобразование касается других людей, условий и предметов этого мира. Многие люди, попадая в какие-либо трудности, сожалеют об этих проблемах и принимают решение изменить определённые вещи в своей жизни, которые, по их мнению, вызвали эти проблемы. Это не покаяние, потому что это не касается греховности определённого человека против Всемогущего Бога и не ведёт в результате к изменению отношения и поступков, направленных к Богу.

2 Коринфянам 12:21: "Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали".

Покаяние относится не только ко греху вообще, оно включает в себя изменение мышления и изменения поведения по отношению к отдельным специфическим грехам.

1 Фессалоникийцам 1:9-10: "Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева".

Этот отрывок даёт ясное определение покаяния ко спасению. Это есть обращение к Богу от идолов, чтобы служить живому и истинному Богу. Заметим, что покаяние направлено к Богу (сравните с Деяниями 20:21; 26:20). Покаяние имеет своим результатом изменение в жизни (обращение от идолов, чтобы служить Богу).

2 Тимофею 2:25-26: "С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю".

Покаяние производит ╚познание истины╩ и освобождает от сетей дьявола. Покаяние √ это деятельность Бога в сердце откликающегося грешника. Бог обличает в грехе и призывает грешника к покаянию и вере во Христа, и если грешник отвечает, Бог дарует ему спасение и совершает Свою работу, производящую покаяние в жизни грешника.

Евреям 6:1: "Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога".

╚Обращение от мёртвых дел╩ - это очевидно изменение мышления, ведущее в результате к изменению поступков.

Евреям 12:17: "Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами".

Исав "не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (в английском варианте "не нашёл места покаянию").
Брюс Лэкки сказал: "Поскольку нет записей о том, что Исав пытался изменить эту ситуацию, а именно продажу первородства Иакову (Бытие 25:29-34), на это можно сослаться в ответ на его усилия заставить Исаака передать благословения, которые он дал Иакову, ему, Исаву (Бытие 27:34). Некоторые интерпретируют это в том смысле, что Исав не мог покаяться; я думаю, что этот отрывок означает, что он не смог добиться от Исаака раскаяния в том, что он отдал благословения первенца Иакову. В любом случае смысл покаяния остаётся неизменным. Исав счёл возможным изменить своё мышление, но не счёл возможным изменить свои поступки. Это √ одно из сильнейших доказательств в Писании того, что должно иметь место изменение поступков, а иначе √ нет покаяния".

2 Петра 3:9: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию".

И снова мы видим, что Библия многократно описывает спасение в смысле покаяния. Бог требует покаяния для спасения.

Иакова 5:20: "Пусть тот знает, что ОБРАТИВШИЙ ГРЕШНИКА ОТ ЛОЖНОГО ПУТИ ЕГО спасёт душу от смерти и покроет множество грехов".

Обращение означает поворот от греха или ошибки. Греческое слово, переведённое "обративший" epistropho, также переводится "повернуться" (в русском варианте "обратиться") в Деяниях 14:15: "чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому┘" Выражения "обратиться", "повернуться" и "покаяться" - очень тесно связаны. Заметим, что Иакова 5:20 особенно связывает обращение с поворотом от конкретного греха.

Откровение 2:5: "Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".

Очевидно, что покаяние включает в себя обращение от дел неправильных к правильным делам. Это подразумевает изменение представления о неправильном поведении, когда человек решает изменить своё поведение по Божьей благодати.

Откровение 2:16: "Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих".

Христианам Пергамской Церкви было сказано покаяться в грехах и ошибках, которые они допускали в церкви, что значит, что они должны были обратиться от конкретных грехов, упомянутых Христом.

Откровение 2:21-22: "Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась. Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих".

Христос требует, чтобы люди ╚покаялись в делах своих╩. Несомненно, Он не был бы удовлетворён изменением мышления без изменения поведения. И снова здесь мы видим, что покаяние √ ЭТО отношение к греху. Сказать, что не существует покаяния во грехе, значит отрицать то, чему ясно учит Библия.

Откровение 3:3: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя".

Покаяние, которого требует Христос, производит полное изменение в отношении и поведении, касающемся определённого специфического греха или ошибки.

Откровение 9:20-21: "Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своём, ни в воровстве своём".

Из этих стихов мы видим, что покаяние, которое принимает Бог, это отречение и обращение от грехов, идолопоклонства и ошибок. И вновь, сказать, что нет необходимости в покаянии в грехах, - это значит отрицать то, чему ясно учит Библия.

Откровение 16:9-11: "И жёг людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачною, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих".

Эти отрывки говорят о том, что грешники во время скорби не покаются ╚в делах своих╩. Отсутствие покаяния у них связано с их отказом обратиться от своих злых дел. Согласно Библии покаяние √ это обращение к Богу от грехов, изменение представления о грехе, которое в результате ведёт к изменению поступков.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ПОКАЯНИЯ

1. Покаяние блудного сына: он пришёл в себя, исповедал свой грех против Бога и своего отца и возвращение домой.

"Пришед же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он ещё был далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его" (Лука 15:17-20).

2. Покаяние фессалоникийцев: обращение к Богу от идолов, чтобы служить живому и истинному Богу.
"Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному" (1 Фессалоникийцам 1:9).

3. Покаяние Закхея: обращение от тления к праведным путям.

"Закхей же став сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама". (Лука 19:8,9).

4. Покаяние Навуходоносора: смирение перед Богом.

"Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо" (Даниил 4:34).

5. Покаяние темничного стража в Филиппах: бегство от своего греха к Иисусу Христу и его помощь христианам.

"И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведши их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога" (Деяния 16:33-
34).

6. Покаяние иудеев, отвергавших Христа: обращение ко Христу и Его церкви в День Пятидесятницы.

"Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа┘ Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч; и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деяния 2:38-42).

7. Покаяние грешника: поднятие белого флага капитуляции перед Богом.

Покаяние √ это когда грешник, бывший во вражде с Богом, складывает своё оружие, поднимает белый флаг капитуляции и подчинение Тому, против Которого он прежде бунтовал.

8. Покаяние: поворот назад.

Покаяние √ это когда грешник, придерживавшийся одного направления, которое есть путь греха и своеволия, останавливается и поворачивается назад так, что теперь он шёл по Божьему пути. Это определение покаяния видно в книге Исход 13:17: "чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет". Покаяние иудеев подразумевало то, что они повернут назад от следования Богу и вернутся в Египет. Это √ противоположность тому, что делает грешник для спасения, но это даёт точное определение понятия покаяния.

9. Покаяние: когда наёмный убийца убирает свой нож.

"Рука, сжимающая нож наёмного убийцы, должна открыться, тогда она сможет ухватиться за дар, который предлагает его предполагаемая жертва; когда такая рука открывается, хотя это единичный акт, но он имеет двойственный аспект и цель. Принятие дара означает обращение от преступления, которое сковывало сердце, и то, что изменение происходит является само по себе даром (подарком). Вера √ это открытая рука относительно дара; покаяние √ это та же рука не только относительно дара, но особенно относительно кинжала, выпадающего из неё" (Джеймс Стюарт, Евангелизация, стр. 48,49).

10. Покаяние: когда вор возвращает украденное им имущество.

Я верю, что нам следует делать правильно то, что мы можем сделать правильно. Что если мы находимся вместе с группой проповедников, и один из них крадёт мой бумажник в то время, как я сплю? На следующий день он приходит ко мне и рассказывает, как он ужасно сожалеет и просит простить его. Я буду рад услышать, что он скорбит по поводу кражи моего бумажника, но я определённо буду желать и ожидать большего, чем просто раскаивающегося вора. Я пожелаю получить назад украденный бумажник! Я не поверю, что он действительно покаялся, если он не принесёт назад мой бумажник. Я не поверю, что вы покаялись до тех пор, пока вы не поступите правильно и не скажете: "Господь, с этого момента и далее я намерен жить по-другому╩, и по благодати Божьей вы будете жить по-другому" (Лестер Ролофф, Покаяться или погибнуть).